D
К оглавлению сайта     http://junior-wanderers.ru

По дороге Наполеона из Малоярославца в Бородино на лыжах за 1 день. 16.03.2010.

Шемякинское поле встретило ярким весенним солнцем, птичьими щебетами и протаявшей травой - приходилось выбирать снежные полосы вдоль стерни, чтобы пересечь его. Но это нисколько не смутило, потому что мы знали, что это всегда было самое бесснежное поле, и поэтому дальше со снегом проблем быть не должно.

Так оно и вышло: отличный настовый ковёр, прикрытый тоненьким слоем свежака, не успевшего растаять под лучами уже прошедшего точку равноденствия солнца. Спустились к речке Городёнке, и перед нами предстала картина, похожая на какой-нибудь Домбай что ли – могучие сосны и ели, освещённые солнцем и упирающиеся в по-горному синее небо – красотища! Катило хорошо, но не сказать, чтобы обалденно. Ещё не округлившиеся кристаллы свежака делали своё дело, врезаясь в скользящую поверхность и «подтупливая» ход двух славных бойцов, покусившихся пройти за один день стокилометровый путь Наполеона. Шли достаточно быстро, потому как наст держал железно.

Борода в электричке натёр свои «Сабли» каким-то русским углём, и у него катило лучше, он часто обгонял меня, гарцевал мощным диагональным коньком, демонстрируя пик формы и умение попадать в мазь. Поначалу я это терпел. Но к перекусу на нашем стандартном месте около пруда деревни Отяково с красивой церковью понял, что трачу намного больше сил, чем Борода. И после чая с овсяными печеньями и шоколадным ломом, с видом на уже ослепительное солнце, пруд с крутыми обрывистыми берегами и церковь с золотым куполом положил на холодную ТК-72 - это такая секретная фтористая таблетка для скольжения по 4 000 рублей.

Хоть Борода и говорил, что в солнечную погоду ТК не работает, и, кстати, не только он мне об этом говорил, - нужно, мол, углём мазать, - но у меня ничего другого кроме ТК не было. К тому же в инструкции чётко написано, что эта таблетка может в каких-то случаях не дать ожидаемого эффекта, но хуже не сделает никогда. Вот я и подумал – хуже не будет, а заодно и попробуем: ТК против бородовского угля!

Борода вышел на несколько минут раньше с перекуса. А я надел лыжи и чуть не упал сразу – они выезжали из-под меня! Ну, держись, Борода! Длинным бьёрндайленовским под каждый шаг коньком я в момент его достал, и дальше гарцевал уже я вокруг него – полная противоположность тому, что было до перекуса. И даже с горки по моему следу в стойке он не то, что не наехал на меня, но даже и не приблизился. Вот это да! Ай да ТК!

Пересекаем асфальтовую дорогу и натираем Бороде лыжи таблеткой, преимущество очевидно, к чему так страдать? Полетели в сторону Медовников, гонимые южным ветром, южным солнцем и манящим обеденным родником, что у Протвы в районе Слободы. Но недолго музыка играла… Солнце, уже изрядно подтопившее верхний слой, расплавило снег на довольно приличную глубину, и ТК уже не давала такого эффекта, потому что энергию приходилось тратить на продавливание снега. Зацепились за буранный след, который привёл нас к Медовникам.

Местная водонапорная башня порадовала нас красивейшим и огромных размеров (метров 7-8 высотой и почти такого же диаметра) ледопадом. Пересекли речушку-приток Протвы по мосту и, после длинного тягуна, попили из термосов в стандартном месте у опушки на импровизированном бревне. Ветер был настолько крепок, что сдувал всё солнечное тепло, и даже пришлось одеться. Последний рывок к Протве. Проходим Залучное, подвесной мостик - Протва подо льдом. Под толстым крепким льдом, хотя вдоль берегов уже промоины, но перейти её по льду можно – гарантия того, что к обеденному месту мы подойдём без проблем – там есть прижим, который при наличии льда гораздо быстрее проходится…

Ну вот мы и на месте. Всё как в старые добрые времена – родник звенит, солнце палит, ветерок шепчет, ёлочки контрастируют со снегом своей свежей зеленью. Быстренько костёр, чай, едим, восстанавливаемся. Борода подмазывается. Я организовал переправу через Протву с помощью доски, которую перекинул на уже отошедший от берега из-за подъёма воды лёд.

Уложились в 1-10 на костре. Выходим довольно поздно – в 15-30. Но на последнюю в Бородино уж как-нибудь да успеем, тем более, что концовку мы знаем железно! На полусогнутых по прокинутой мною досочке выходим на лёд Протвы – он бетонный и толстый неимоверно. Борода при выкате на другой берег проломил-таки край льда, но провалиться не успел – вылетел на береговой снег по инерции. Вот мы и на другом берегу.

Решаем идти по новой нитке маршрута. Проходим Вышгород, где на нас, как на чудо природы глазеют немногочисленные местные жители. Пересекаем поле по старому буранному следу, и тут нас поджидает сюрприз – ЛЭПка, которой на карте нет, абсолютно чистая, укрытая от солнца и с твёрдой буранной основой. Вот это подфартило! Толкаемся только палками, ветер подгоняет, и по подсушенной трассе лыжи едут сами даже в горку.

Пересекаем со свистом поле и несколько ручьёв. ЛЭП подворачивает чуть правее, чем хотелось бы, но мы не решаемся променять эту звенящую трассу на раскисшие поля и идём по ней до упора, до дач, которые прорезаем без проблем. Далее наша чудо-ЛЭПка берёт ещё правее, и мы решаемся всё же её покинуть.

Парочка проваливающихся полей, наст не держит, и скорость падает раза в полтора-два. К тому же мы довольно прилично уже подустали, особенно я подсел здорово, и решаем перекусить в конце поля, встав на манящую в лес и в правильном направлении идущую буранку. Она через красивый весенний предзакатный лес выводит на следующее маленькое поле с дачами, от которых по обочине пустынной дороги проходим 2 км до большого поля, с которого надо проколоть лес и выкатиться уже к Борисову, к Протве.

Встали на просеку с буранным следом, но он довольно быстро кончился. Тем не менее, мы решаем не возвращаться, потому как просека довольно чистая и идёт в отличном направлении – строго на север, и проваливается совсем чуть-чуть. Но недолго музыка играла. Проходим метров 500-700, и начинаются завалы, которые становятся всё серьёзнее, и вокруг них приходится извиваться, демонстрируя весь богатый дмитриевский опыт преодоления буреломов. Темнеет. Борода включает фонарик. Ювелирно скача вправо-влево, вверх-вниз по брёвнам, прыгая через барьеры и пролезая в арки кустов, но всё же довольно быстро для такого участка, где упавших деревьев больше, чем стоящих, выкатываемся уже в сумерках на Борисовское поле. И тут вопрос: сможем ли пересечь Протву по льду?

Подходим к ней, лёд есть, но уже темно, и его качество не определяется с берега. Время поджимает, обход по мосту, который даст приличный крюк, не прельщает, и я говорю Бороде: «Я поехал, смотри, если я не провалюсь, то езжай также». Оттолкнулся, лёд волнами прогибается, трещит, под ним довольно хорошо видно, как вода течёт. Только бы не провалиться. Не слишком толстый лёд, но меня выдержал. Я уже на середине реки, где лёд гораздо прочнее, и наблюдаю за своим спутником, что он будет делать. Он мне говорит: «Нет, я не поеду. Ты 60 килограммов весишь, а я 80, всё трещит, нет, слишком стрёмно». Я пытаюсь его убедить рискнуть, потому что в случае удачного пересечения реки мы уже оказываемся практически на знакомой трассе, по которой останется только долететь до финиша. И Борода, скрепя сердце, печень, и что у него ещё там внутри, на полусогнутых, вероятно трясущихся ногах и широко расставленных лыжах ползком, зигзагами, пытаясь подсветить путь уже подсевшим фонарём, пробирается ко мне.

Кто не рискует, как говорится, тот не пьёт шампанское. После удачного пересечения Протвы и следующего за ней поля, встав на знакомую трассу, перекусываем на возвышении, с которого видно всё вокруг – Борисово, зарево Вереи, бисер светящихся окон в далёких домах Можайска и даже работающий светофор на Можайском шоссе, находящийся от нас в пяти километрах. Любуемся звёздным небом и почти полной, освещающей всю округу луной и галло вокруг неё и замечаем, что странно: ясное небо, ветер, а мороза нет. Наст не встаёт, так - слегка подсушенная верхняя корочка, которая не держит. Но, слава Богу, снега на полях немного, и проваливаемся неглубоко. Цепляясь за старые едва заметные буранные полосы, но всё же определяемые по лунным теням, продвигаемся дальше. С вершинки поля хватаем свежий буранный след, который и держит железно, и едет ого-го! На входе в лес он уходит по дороге, которая чуть левее нашей, но мы полагаем, что всё равно он выведет нас на нужное поле, и идём по свежепрокатанному следу, скольжение по нему просто идеальное.

После примерно минут десяти такой феерической катухи я вдруг начинаю замечать, что правильное положение луны – слева, а сейчас она светит нам прямо в лоб! Понимаем, что дорога уводит нас вглубь лесного массива, в котором мы в прошлом году (кстати, ровно год назад, правда, без одного дня, в общем, 365 дней назад) солидно погуляли, потеряв минимум полчаса, а то и более. Стоп-машина, едем в обратную сторону, зато по всё тому же звенящему бурану, получая удовольствие от скольжения с бешеной скоростью по залитому высокой и почти полной луной лесу.

Выходим на поле и прокалываем лес уже по правильной, знакомой нам дорожке. Выкатываемся на пруды с идеальным льдом, по которому лыжи сами несут, даже толкаться почти не надо. Ну тут ещё пара маленьких оплошностей при переходе с пруда на пруд, ещё минут 15 коту под хвост. Потом у Бороды вылетает штырёк от палки, от хвалёной балаковской чудо-палки, и он, уже и без того не слишком свежий, не в состоянии порадовать высокой скоростью - идёт довольно посредственно, примерно километров 12-13 в час крейсерская.

Ну вот и последняя цепочка полей перед Бородино, но, к сожалению, и наст ещё не встал – проваливается и довольно прилично, и вдоль дороги тоже катит не ахти, а перед Можайским шоссе совсем как-то кисло стало – пропали все буранные следы, проваливается так, что тропить приходится просто шагом. Ещё какая-то мизерная надежда теплится успеть на последнюю электричку, но после медленного прохода после шоссе по деревне пешком и не суперудачного выхода из неё понимаем, что сезон первых электричек не закрыт (полмесяца назад мы его открыли в Малоярославце). Коли так, то спокойно, никуда уже не торопясь, выпиваем остатки чаёв из термоса, Борода наводит себе озверина (это такой растворимый олимпийский порошок), чтобы с музыкой приехать в Бородино. Правда до музыки ещё приходится метров 500-600 потропить.

Встаём на буранки, которые теперь уже без всяких приключений выносят нас прямо к платформе и, действительно, с музыкой. Увы, последняя, естественно, ушла, причём ушла почти час назад! Вот такая медленная ночная концовка у нас вышла - думали, успеем без проблем, а опоздали аж на час! Магазины закрыты, вокзал – тоже, дежурная тётка в здании вокзала отказала нам в приюте, но зато пришёл другой дежурный (с другой стороны железной дороги у него пост) - парень лет тридцати, разговорились, ему интересно стало, и он нас не только пустил к себе, но и чаю дал попить, и даже сухари предлагал, сахар есть, стулья, тепло. В общем, практически всё есть, что в данный момент нам нужно. И рассказал подробнейше все варианты выброски (включая сначала в Гагарин, а оттуда обратно в Москву).

Но мы остановились на самом логичном – напросились к машинисту в электричку, которая пришла из Москвы, отстаивается до утра в тупике и в 4 часа с четвертью стартует на Москву. Поначалу он не хотел нас пускать (мол, не положено, и всё), но я ему сказал что мы прошли 100 км на лыжах из Малоярославца, со мной дед – 61 год, дед прошёл 100 км, и, естественно, никакой после такого променажа. «Ну, ёлы, командир, дед там никакой после сотни в будке отмокает, пусти в вагон, а то кранты». Через несколько секунд он мне: «Ну где он там, твой дед? Давай резче, а то я не могу ждать». Я бегом к деду в будку, и никакой дед с лыжами пробегает от будки до электрички, как на стометровке!

Покемарили на лавках, но как следует поспать не удалось, потому что вагон выхолодило примерно через час, и нам пришлось ходить, приседать, отжиматься и т.п., чтобы не задубеть, поскольку одежды тёплой мы на такой случай не взяли. Довольно быстро пролетели эти 3 часа, и мы довольные очередным чудным супермарафоном, исполненные усталости, радости и незабываемого более чем двенадцатичасового хайфаевского весеннего кина летим к родному городу, периодически клюя, погружаясь в электричковый псевдо-сон и с одной только мыслью – поскорее упасть на диван.

Фоторепортаж из предыдущего похода по маршруту: Стелла в Бородино - Ворсино, пройденного 10.3.2010.


Антон Нестеров, обновление 20.4.2011